Уважаемый Валерий Викторович
Важную роль в сербском национальном самосознании, истории и фольклоре Битва на Косовом поле (серб. Косовска битка или бој на Косову; тур. Kosova Meydan Muharebesi) — крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединённым войском сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Битва произошла на Косовом поле.Например, в 1989 году - в шестисотую годовщину битвы - на Косовском поле собрались около двух миллионов сербов, которые пришли на него вместе со своим лидером Слободаном Милошевичем. Вопрос-именно поэтому Косово хотят оторвать от Сербии?
В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно убитый Милошем Обиличем. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи.
Впрочем, поначалу Сербия даже не лишилась своих земель. Она стала лишь вассалом империи Османов и платила им дань. Дочь князя Лазаря стала одной из наложниц султана, а сербское воинство, столь упорно сопротивлявшееся туркам на Косовом поле, стало их верным союзником. Восемь лет спустя, в сентябре 1396 года в битве при Никополе именно сербы под предводительством сына Лазаря Стефана нанесли решающий удар по войскам крестоносцев, сражающихся с турками. В полную зависимость от османов Сербия попала лишь в 1459 году.
* то есть сама битва позволила отсрочить попадание в полную зависимость от османом на 60 лет.
** до сих пор сербы продолжают отмечать Видовдан, посвящённый кровавым боям на Косовом поле.
Хотя у самих сербов до сих пор существует несколько версий происхождения этого праздника. Согласно одной из них, он связан с культом солнца и происходит от языческого славянского бога Святовита, который являлся богом войны и изобилия. По второй версии, этот праздник приурочен ко дню католического Святого Витта и адаптирован к местным условиям. Но до событий на Косовом поле Видовдан
не был особо значимым событием в сербском календаре.
15:13 20.01.2018
Григоровская Александра
Подписчик
На Косове находятся многие исторические памятники, в-основном храмы и монастыри Сербской Православной церкви (СПЦ), здесь всегда жили сербы, но в конце XIX - начале XX века ( вероятно, в соответствии с далеко идущими планами ГП) началась политика "толерантного отношения" к албанцам, потом две войны, в которых сербы потеряли до двух третей своего населения, а после второй мировой Броз Тито даже запретил возвращаться сербам на свои "пепелища" на Косове, дав албанцам своего рода "зелёную карту" на поселение, хотя формально Косово оставалось в составе Сербии как федеративной единицы. Чем-то похоже на ситуацию с Крымом. Только мы не допустили войны, а у сербов, в-отличие от нас, фитиль короткий.
16:51 20.01.2018
О Ал
Подписчик
В конце февраля, как было заявлено, Сербию с официальным визитом посетит глава российского МИДа Сергей Лавров. Поводом для визита станет 180-летняя годовщина «установления дипломатических отношений между Сербией и Россией». Чисто теоретически установление дипломатических отношений между странами включает и их признание. Сербия получила международное признание в Берлине только в 1878 году. Историческая традиция российско-сербских отношений берет начало в 1774 году, когда Россия получила право защитить православное население Османской империи.
Благодаря Первому и Второму восстанию Сербия получила автономные права в рамках Османской империи, и первого дипломатического представителя в Сербию отправила в 1836 году Австрия. Через два года ее примеру последовала и Россия.
празднование круглой даты, связанной с установлением «дипломатических отношений» между Сербией и Россией, явственно свидетельствует о намерениях обеих сторон.
* и конечно кое кого это уже заранее раздражает, поэтому они хотят протащить другую дату в информационное поле, а именно
70 лет резолюции Информбюро и ссоре Югославии со Сталиным.
( или ссоры Тито со Сталиным)
17:59 20.01.2018
из Донецка Анатолий
Подписчик
а там есть какие-то следы произошедшего сражения?
19:36 20.01.2018
Григоровская Александра
Подписчик
из Донецка Анатолий а там есть какие-то следы произошедшего сражения?
за 700 с лишним лет следы - как после сражения на нашем Куликовом, про которое даже неизвестно точное место, но осталась память народная...
Удивительное дело, летописи об этом сражении наиболее полные и точные имеют турки, у них записан весь ход битвы, совершенно объективно. Если бы сербы имели слаженные действия, они могли бы бесспорно победить турок, несмотря на численное их превосходство. А вот народные предания и песни, посвящённые битве на Косовском поле, дольше живут в сербском коллективном сознании, создавая своеобразную мифологию (где воспевается мужество и геройство и проклинается предательство, которого, возможно, и не было, а вместо него - несогласованность действий и взаимные претензии между дворянами), и до сих пор воздействует на мировоззрение сербов.
07:58 21.01.2018
Григоровская Александра
Подписчик
В связи с развивающимися событиями на Балканах у меня появилась одна теория.
В 2002 году на Первом канале сербского телевидения была показана весьма, как говорится, резонансная передача, из двух частей, под названием "Медведи больше не пляшут", в рамках регулярного и очень популярного проекта "Сасвим природно" Йована Мемедовича, посвящённая изъятию у цыган медведей, которых они водили на цепи по ярмаркам и базарам, "зарабатывая" на этом деньги. (https://youtu.be/i7KDWtFK9n4 и https://youtu.be/_kyh06DNHkI)
Вот цитата:
"Бурый медведь, символ мощи и силы, царь лесов, у которого нет достойных противников... Природа не имеет ему равных.
Но - только когда он свободен. Отделённый от природы, испытывает жалкую судьбу. Почему? Потому, что он попал в руки человека.
Медведь в цепях, валяясь в грязи, терпит удары... А человек доволен: укротил более крупного и сильного! И пока зверь мучается, люди забавляются. Природой такого задумано не было...
На природе медведь по большей части занят своими делами и редко, ну очень редко, нападает первым.
Мало известно о том, каким образом человек укрощает медведя. Это жестоко, более жестоко быть не может. Молодому медведю протыкается нёбо с помощью раскалённого шила. Это - самое чувствительное место на его теле. Чтобы легче его контролировать, вставляется железное кольцо и цепь. Когти отрезаются под корень, таким образом он остаётся без главного оружия. Со временем от полученных ударов по голове, когда некоторые из них попадают по глазам, медведь, полуслепой, обезображенный и искалеченный, уже готов для пляски под бубен. Он подскакивает в такт звукам бубня, потому что приобрёл рефлекс - когда его учили, под ним была раскалённая железная плита.
А в довершение всего его ещё научат пить пиво.
Такой мощный зверь, полностью сломленный, униженный, бессильный, потерявший достоинство...
Традиция вождения медведя старая восемь веков, этим занимались в-основном цыгане. Ходили с медведями по базарам и ярмаркам по всей старой и новой Югославии, доходили и до Адриатического моря.
В Сербии сейчас известны три медведицы, всё ещё находящиеся в руках у цыган."
Символ до символа...
Вот ещё один символ: с предложением взять под защиту медведей и временно перевезти в болгарский парк Белица, устроенный для таких же медведей, вызволенных из цыганской неволи (на горе Рили) выступил немецкий благотворительный фонд Vier Pfoten (Четыре лапы). Кроме того, этот фонд предложил построить в Сербии такой же парк, причём все расходы на строительство и будущее содержание в течение 30 лет он берёт на себя, от Сербии - только площадка. Эмир Кустурица предложил локацию на Мокра Гора вблизи Дрвенграда, в каньоне реки Бели Рзав, площадью 15 га; был подписан Договор между Кустурицей, фондом "Четыре лапы" и министерством экологии Сербии.
Съёмкой вывоза медведей из рабства занимались три команды телевизионщиков - из Болгарии, Германии и Сербии.
Сами понимаете, - резонанс от такой акции был очень большим (напомню, это был 2002 год), а передача Мемедовича вызвала у всех, кто её смотрел, очень сильные эмоции.
Я так понимаю, пусть и на бессознательном уровне, но была произведена накачка эгрегора страны, чьим символом является Медведь...
Думаю, с нашей стороны нужен ответный ход, на том же символьном уровне.
Замечу, тотемным животным сербов является Волк.
Выводы - ваши...
12:03 21.01.2018
О Ал
Подписчик
Святые мощи Лазаря хранятся в монастыре Раваница в Косово, отрубленная же голова и сегодня находится в Турции — на протяжении веков турки упорно отказываются вернуть ее сербам. Многие считают, что по этой причине возникло предание о том, что Сербия возвратит себе былую мощь только тогда, когда глава князя Лазаря вновь соединится с его мощами. Кроме этого, существует еще много народных преданий, поверий, связанных с «Видовданом». В Косово рассказывают, что накануне «Видовдана», в глухую пору ночи все реки в одно мгновение начинают течь красные как кровь, потому что очень много воинов в тот день оставили свои жизни на Косовом поле. В «Видовдан» кукушки, как и петухи в Страстную пятницу, перестают куковать — в память о погибших косовских воинах. В этот день в Сербии не поют, не играют и не веселятся. В народной песне о Косовской битве гибель сербской державы толкуется следующим образом: накануне битвы князь Лазарь получает с неба от Ангела письмо, в котором ему передано: в завтрашнем бою он одолеет турок, если предпочтет Земное царство, и будет побежден и погибнет, если выберет Царство Небесное. Лазарь выбрал Небесное — и на следующий день проиграл сражение и потерял жизнь.
"одним из источников косовской легенды является библейская мифология. Исследователи показали, что первоначальный образ косовской легенды сводится к культу Лазаря — киязя-мученика, сделавшего выбор в пользу Царствия Небесного.
Эта церковно-христианская легенда имела в качестве прототипа крестный путь и земные страдания Христа. Она была создана, очевидно, сразу после трагических событий на рубеже ХIУ—ХУ веков в лоне официальной церкви (при монастыре в Раванице, куда были перенесены мощи святого) с подачи правительства княгини Милицы надеявшейся гарантировать власть и хотя бы часть подконтрольных территорий малолетним наследникам Лазаря. К более позднему времени относится возникновение истории предательства Вука Бранковича и подвига Милоша Обилича. Это результат восприятия событий Косовской битвы и происходившего после нёе, а также самого культа князя Лазаря в народной эпической среде, проследить детали, логику и последовательность которого крайне затруднительно. Ненад Любинкович, например, считает, что некоторое время параллельно сосуществовали различные варианты рассказа о Косово, а дальнейшее мифотворчество развивалось путем соединения разных, иногда противоречащих друг другу рассказов. Поприщем этой легендарной амальгамы стал дубровник, куда стекались переселенцы из разных областей Балканского полуострова. Это был центр, в котором вращались торговцы, путешественники, представители дипломатических миссий и т.п. дубровчане, будучи заинтересованными наблюдателями, воспринимали не согласующиеся между собой, возникшие в разное время и в разных областях легенды как часть большого рассказа.
В результате был сконструирован новый мозаичный сюжет о Косовской битве. Он стал известен благодаря далматинским гуманистам ХУI века. А в еще более полном виде косовская легенда представлена в обширном сочинении Мавро Орбини "Королевство Славян" (1601). Гуманистов привлекала индивидуалистическая трактовка подвига Милоша Обилича, однако труд Орбини имел и вполне конкретный политический заказ — обоснование необходимости и возможности привлечь христианское население балканский провинций к борьбе против турков под эгидой католических государств. Итак, первые попытки пропагавдистского использования народных преданий о косовском бое относятся к рубежу ХУI— ХУII века, ко времени далматинского Возрождения.
Действительно, косовский миф в том виде, в котором он существует в настоящее время, — это светский феномен, секуляризированный вариант древних мифов, религиозных и эпических легенд в популярноисторической или откровенной идеологической редакции. Истоки этой "современной" трансформации следует искать на рубеже ХУ1I1—ХIХ веков, в творчестве образованной элиты австрийских сербов. Но пример их творчеству дали представители этнйчески близко но и в чем-то (религиозно) враждебной среды — католики А. Змаевич, Ф. Грабовац и, наконец, А. Качич-Миошач, написавший самую известную стихотворную хронику. "Приятная беседа народа славянского" (1756), ствлизованную под народный эпос."
Источник (отрывок)-
"Косовская легенда: от церковного культа до национального мифа" М.В. Белов
Религиозный фактор и проблемы национальной идентичности в России и Европе Нового и новейшего времени. М.: ИВИ РАН, 2008. С.102–117 http://www.imomi.unn.ru/about/personalii/308-belov-mihail-valerevich
14:35 21.01.2018
О Ал
Подписчик
Григоровская Александра
Рассмотрение тотемных животных, наверное лучше вывести отдельным вопросом. Ведь коротко не получится.Тем более волк и у скандинавов наряду с оленем почитается.Раньше в сказках ,а теперь возможно в фэнтези .
*млм- если бы получилось поспособствовать со стороны России возврату головы князя Лазаря из Турции в монастырь Раваница для воссоединения с телом (мощами) то - это действительно сыграло бы огромную роль на "тонком" духовном плане.
Медведь (в народе – ломыга, мишка, ведмедь, лесной царь, лесник, черный зверь, косматый) – был одним из самых почитаемых зверей у славян. До сих пор сохранилось сравнение с медведем русского человека. Согласно легендам, медведь – воплощение древнего бога Велеса. Славяне считали медведей своими предками – изображения этих животных встречается как в наскальных рисунках в пещерах, так и на гербах современных городов. Медведь был хозяином и хранителем леса: добродушный и неуклюжий с виду, зато сильный, жестокий, подчас свирепый. Недаром тех охотников, которые могли выйти на медведя с рогатиной называли «отпетыми» - идущими на смерть. Медведь всеяден: он может употреблять в пищу как растения, овощи и фрукты, так и мясо, рыбу. За то, что медведи разоряют ульи, народ прозвал их мед-вед (знающий мед). Еще одно имя – бер, а медвежье жилище – берлога (логово бера). Именно берлога считалась проходом в Подземный мир, а медведь – сторожем этого мира. Согласно легендам, в дни зимнего солнцестояния медведь, который всю зиму проводит в спячке, переворачивается в берлоге, отсюда и поворот годового колеса.
Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный — стервятник, средний -овсянник и самый малый — муравьятник.
Медведь, как и волк, мог быть оборотнем. Только если человек превращался в волка, то с медведем было все наоборот: медведь превращался в человека. Согласно этому поверью, люди верили, что люди произошли от медведей через обряд «оборотничества». Только после этого славяне научились принимать внешний вид других животных. Время медведя – конец зимы, цвет – черный, либо коричневый.
Волк — Зверь Дажьбогов
Волк — хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед
славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по
повадкам — сбивается в стаи, плотояден и быстр.
Волк в славянской мифологии существо неоднозначное. С одной стороны, этот красивый хищник, близкий родственник собак вызывает уважение. Может волк и не отличается особенной смелостью, присущей другим хищникам, например таким, как рысь, но волк не берет от природы лишнего, в сытый год волк не опасен. Волк не мог не вызывать восхищения и своей статью, и своим характером, и тем, что живет он крупной стаей-семьей.
С другой стороны с волками в славянской мифологии связаны верования о потустороннем мире. Считалось, что именно волки связаны с миром мертвых. Являются проводником в этот мир. Их поведение в полнолуние вызывало у славян священный трепет. Именно в волка превращаются оборотни. Волки считались проводниками по заколдованным местам. Именно волк в сказках проводит человека по заколдованному месту. Сущность волка раскрывается еще и в том, что волк не бескорыстен. За свои услуги он всегда берет плату.
Волк мудр. В сказках славян он один из самых частых персонажей. Как у любого тотемного животного у волка множество прозвищ. Название, имя тотемного животного нельзя произносить вслух.
Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.
Волки одни из самых почитаемых славянами животных несмотря на их двуединую сущность – мудрый покровитель с одной стороны и демон, проводник в загробный мир с другой.
Время волка — середина зимы. Цвета — серый, белый, черный
Пословицы и приметы:
• Волка нога кормят
• Либо с волками выть, либо съеденным быть
• Сытый волк смирнее ненасытного человека
• Таскал волк, потащат и волка
• Сколько волка не корми, все в лес тянет
• Волки появляются в селениях — голоду.
• Волк дорогу перейдет — к счастью
лиса – символ женственности и красоты у славян. Лиса – священное животное богини Макоши. Богини судьбы и урожая у славян. Считалось, что Макошь может превращаться в лису, что лиса не только животное, посвященное Макоши, она ее сущность, ее ипостась.
Кабан — Зверь Перунов.
Олень — Зверь Родов.
Бык, бугай, вол либо вил, для древних славян отождествлялся с богом Сварогом.
Корова – животное Велеса. Недаром она отождествлялась с матерью и кормилицей, питающей силою, весенней дождевой тучей, которая сочится живительной влагой и ревет ураганными ветрами. С давних времен считалось, что дождь и роса – это молоко коровы небесной, поэтому им и приписывались волшебные свойства, впрочем, как и обычному молоку.
Утреннюю зорю символизировала белая корова, а ночь и тьму – черная. Месяц – это рога коровы
Кошки – животные Велеса, темной ипостаси светлого бога Перуна. Ее противостояние с мышью отражает вечную борьбу добра со злом, борьбу светлого мира и подземного мира. Борьбу двух богов Перуна и Велеса.
Мышь – тварь Макоши. Она суетлива, не любит свет. Большинство грызунов в славянской мифологии были животными Перуна, мышь была существом Макоши во всех ее ипостасях.
Еще одним животным Макоши, как и лиса, была лягушка. Лягушка существо, которое живет в двух стихиях – водной и наземной. Кожа лягушки легко высыхает на солнце, поэтому днем она прячется, а в сумерках выходит на поверхность. Из-за такого образа жизни лягушки ее считали проводником между светлым и темным миром. Считали славяне, что лягушка живет на границе этих двух миров.
Белка — Зверь Перунов. Белка связана с понятием света ведь она как лучик солнца проворно прыгает с ветки на ветку по деревьям. Считается, что белка, которая разгрызает орехи с золотой скорлупой и изумрудными ядрами – это не что иное, как поэтическая метафора – она означает гром и молнию. До сих пор во многих странах есть обычай: первую весеннюю охоту на белку, посвящать громовику.
Конь (тарпан, клюся, комонь) является одним из самых почитаемых животных у славян, которому покровительствует Дажьбог.
Заяц у славян считается зверем бога Ярило.
Ворон (Ворона) — в народных представлениях ворон – «нечистая и зловещая птица, связанная с миром мёртвых. Вороны, имеющие чёрную окраску, противопоставлены птицам чистым, например, Матери Сва.
Сорока, Вештица-сорока. Опасная птица — оборотень; ведьма — птица.
Представления о птице — предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи).
Вещица, птица людоедка — воплощенная судьба и смерть одновременно (представления о смерти как о похищении, поедании — одни из древнейших).
О Ал
Подписчик
Впрочем, поначалу Сербия даже не лишилась своих земель. Она стала лишь вассалом империи Османов и платила им дань. Дочь князя Лазаря стала одной из наложниц султана, а сербское воинство, столь упорно сопротивлявшееся туркам на Косовом поле, стало их верным союзником. Восемь лет спустя, в сентябре 1396 года в битве при Никополе именно сербы под предводительством сына Лазаря Стефана нанесли решающий удар по войскам крестоносцев, сражающихся с турками. В полную зависимость от османов Сербия попала лишь в 1459 году.
* то есть сама битва позволила отсрочить попадание в полную зависимость от османом на 60 лет.
** до сих пор сербы продолжают отмечать Видовдан, посвящённый кровавым боям на Косовом поле.
Хотя у самих сербов до сих пор существует несколько версий происхождения этого праздника. Согласно одной из них, он связан с культом солнца и происходит от языческого славянского бога Святовита, который являлся богом войны и изобилия. По второй версии, этот праздник приурочен ко дню католического Святого Витта и адаптирован к местным условиям. Но до событий на Косовом поле Видовдан
не был особо значимым событием в сербском календаре.
15:13 20.01.2018
Григоровская Александра
Подписчик
16:51 20.01.2018
О Ал
Подписчик
Благодаря Первому и Второму восстанию Сербия получила автономные права в рамках Османской империи, и первого дипломатического представителя в Сербию отправила в 1836 году Австрия. Через два года ее примеру последовала и Россия.
празднование круглой даты, связанной с установлением «дипломатических отношений» между Сербией и Россией, явственно свидетельствует о намерениях обеих сторон.
* и конечно кое кого это уже заранее раздражает, поэтому они хотят протащить другую дату в информационное поле, а именно
70 лет резолюции Информбюро и ссоре Югославии со Сталиным.
( или ссоры Тито со Сталиным)
17:59 20.01.2018
из Донецка Анатолий
Подписчик
19:36 20.01.2018
Григоровская Александра
Подписчик
за 700 с лишним лет следы - как после сражения на нашем Куликовом, про которое даже неизвестно точное место, но осталась память народная...
Удивительное дело, летописи об этом сражении наиболее полные и точные имеют турки, у них записан весь ход битвы, совершенно объективно. Если бы сербы имели слаженные действия, они могли бы бесспорно победить турок, несмотря на численное их превосходство. А вот народные предания и песни, посвящённые битве на Косовском поле, дольше живут в сербском коллективном сознании, создавая своеобразную мифологию (где воспевается мужество и геройство и проклинается предательство, которого, возможно, и не было, а вместо него - несогласованность действий и взаимные претензии между дворянами), и до сих пор воздействует на мировоззрение сербов.
07:58 21.01.2018
Григоровская Александра
Подписчик
В 2002 году на Первом канале сербского телевидения была показана весьма, как говорится, резонансная передача, из двух частей, под названием "Медведи больше не пляшут", в рамках регулярного и очень популярного проекта "Сасвим природно" Йована Мемедовича, посвящённая изъятию у цыган медведей, которых они водили на цепи по ярмаркам и базарам, "зарабатывая" на этом деньги. (https://youtu.be/i7KDWtFK9n4 и https://youtu.be/_kyh06DNHkI)
Вот цитата:
"Бурый медведь, символ мощи и силы, царь лесов, у которого нет достойных противников... Природа не имеет ему равных.
Но - только когда он свободен. Отделённый от природы, испытывает жалкую судьбу. Почему? Потому, что он попал в руки человека.
Медведь в цепях, валяясь в грязи, терпит удары... А человек доволен: укротил более крупного и сильного! И пока зверь мучается, люди забавляются. Природой такого задумано не было...
На природе медведь по большей части занят своими делами и редко, ну очень редко, нападает первым.
Мало известно о том, каким образом человек укрощает медведя. Это жестоко, более жестоко быть не может. Молодому медведю протыкается нёбо с помощью раскалённого шила. Это - самое чувствительное место на его теле. Чтобы легче его контролировать, вставляется железное кольцо и цепь. Когти отрезаются под корень, таким образом он остаётся без главного оружия. Со временем от полученных ударов по голове, когда некоторые из них попадают по глазам, медведь, полуслепой, обезображенный и искалеченный, уже готов для пляски под бубен. Он подскакивает в такт звукам бубня, потому что приобрёл рефлекс - когда его учили, под ним была раскалённая железная плита.
А в довершение всего его ещё научат пить пиво.
Такой мощный зверь, полностью сломленный, униженный, бессильный, потерявший достоинство...
Традиция вождения медведя старая восемь веков, этим занимались в-основном цыгане. Ходили с медведями по базарам и ярмаркам по всей старой и новой Югославии, доходили и до Адриатического моря.
В Сербии сейчас известны три медведицы, всё ещё находящиеся в руках у цыган."
Символ до символа...
Вот ещё один символ: с предложением взять под защиту медведей и временно перевезти в болгарский парк Белица, устроенный для таких же медведей, вызволенных из цыганской неволи (на горе Рили) выступил немецкий благотворительный фонд Vier Pfoten (Четыре лапы). Кроме того, этот фонд предложил построить в Сербии такой же парк, причём все расходы на строительство и будущее содержание в течение 30 лет он берёт на себя, от Сербии - только площадка. Эмир Кустурица предложил локацию на Мокра Гора вблизи Дрвенграда, в каньоне реки Бели Рзав, площадью 15 га; был подписан Договор между Кустурицей, фондом "Четыре лапы" и министерством экологии Сербии.
Съёмкой вывоза медведей из рабства занимались три команды телевизионщиков - из Болгарии, Германии и Сербии.
Сами понимаете, - резонанс от такой акции был очень большим (напомню, это был 2002 год), а передача Мемедовича вызвала у всех, кто её смотрел, очень сильные эмоции.
Я так понимаю, пусть и на бессознательном уровне, но была произведена накачка эгрегора страны, чьим символом является Медведь...
Думаю, с нашей стороны нужен ответный ход, на том же символьном уровне.
Замечу, тотемным животным сербов является Волк.
Выводы - ваши...
12:03 21.01.2018
О Ал
Подписчик
"одним из источников косовской легенды является библейская мифология. Исследователи показали, что первоначальный образ косовской легенды сводится к культу Лазаря — киязя-мученика, сделавшего выбор в пользу Царствия Небесного.
Эта церковно-христианская легенда имела в качестве прототипа крестный путь и земные страдания Христа. Она была создана, очевидно, сразу после трагических событий на рубеже ХIУ—ХУ веков в лоне официальной церкви (при монастыре в Раванице, куда были перенесены мощи святого) с подачи правительства княгини Милицы надеявшейся гарантировать власть и хотя бы часть подконтрольных территорий малолетним наследникам Лазаря. К более позднему времени относится возникновение истории предательства Вука Бранковича и подвига Милоша Обилича. Это результат восприятия событий Косовской битвы и происходившего после нёе, а также самого культа князя Лазаря в народной эпической среде, проследить детали, логику и последовательность которого крайне затруднительно. Ненад Любинкович, например, считает, что некоторое время параллельно сосуществовали различные варианты рассказа о Косово, а дальнейшее мифотворчество развивалось путем соединения разных, иногда противоречащих друг другу рассказов. Поприщем этой легендарной амальгамы стал дубровник, куда стекались переселенцы из разных областей Балканского полуострова. Это был центр, в котором вращались торговцы, путешественники, представители дипломатических миссий и т.п. дубровчане, будучи заинтересованными наблюдателями, воспринимали не согласующиеся между собой, возникшие в разное время и в разных областях легенды как часть большого рассказа.
В результате был сконструирован новый мозаичный сюжет о Косовской битве. Он стал известен благодаря далматинским гуманистам ХУI века. А в еще более полном виде косовская легенда представлена в обширном сочинении Мавро Орбини "Королевство Славян" (1601). Гуманистов привлекала индивидуалистическая трактовка подвига Милоша Обилича, однако труд Орбини имел и вполне конкретный политический заказ — обоснование необходимости и возможности привлечь христианское население балканский провинций к борьбе против турков под эгидой католических государств. Итак, первые попытки пропагавдистского использования народных преданий о косовском бое относятся к рубежу ХУI— ХУII века, ко времени далматинского Возрождения.
Действительно, косовский миф в том виде, в котором он существует в настоящее время, — это светский феномен, секуляризированный вариант древних мифов, религиозных и эпических легенд в популярноисторической или откровенной идеологической редакции. Истоки этой "современной" трансформации следует искать на рубеже ХУ1I1—ХIХ веков, в творчестве образованной элиты австрийских сербов. Но пример их творчеству дали представители этнйчески близко но и в чем-то (религиозно) враждебной среды — католики А. Змаевич, Ф. Грабовац и, наконец, А. Качич-Миошач, написавший самую известную стихотворную хронику. "Приятная беседа народа славянского" (1756), ствлизованную под народный эпос."
Источник (отрывок)-
"Косовская легенда: от церковного культа до национального мифа" М.В. Белов
Религиозный фактор и проблемы национальной идентичности в России и Европе Нового и новейшего времени. М.: ИВИ РАН, 2008. С.102–117
http://www.imomi.unn.ru/about/personalii/308-belov-mihail-valerevich
14:35 21.01.2018
О Ал
Подписчик
Рассмотрение тотемных животных, наверное лучше вывести отдельным вопросом. Ведь коротко не получится.Тем более волк и у скандинавов наряду с оленем почитается.Раньше в сказках ,а теперь возможно в фэнтези .
*млм- если бы получилось поспособствовать со стороны России возврату головы князя Лазаря из Турции в монастырь Раваница для воссоединения с телом (мощами) то - это действительно сыграло бы огромную роль на "тонком" духовном плане.
Медведь (в народе – ломыга, мишка, ведмедь, лесной царь, лесник, черный зверь, косматый) – был одним из самых почитаемых зверей у славян. До сих пор сохранилось сравнение с медведем русского человека. Согласно легендам, медведь – воплощение древнего бога Велеса. Славяне считали медведей своими предками – изображения этих животных встречается как в наскальных рисунках в пещерах, так и на гербах современных городов. Медведь был хозяином и хранителем леса: добродушный и неуклюжий с виду, зато сильный, жестокий, подчас свирепый. Недаром тех охотников, которые могли выйти на медведя с рогатиной называли «отпетыми» - идущими на смерть. Медведь всеяден: он может употреблять в пищу как растения, овощи и фрукты, так и мясо, рыбу. За то, что медведи разоряют ульи, народ прозвал их мед-вед (знающий мед). Еще одно имя – бер, а медвежье жилище – берлога (логово бера). Именно берлога считалась проходом в Подземный мир, а медведь – сторожем этого мира. Согласно легендам, в дни зимнего солнцестояния медведь, который всю зиму проводит в спячке, переворачивается в берлоге, отсюда и поворот годового колеса.
Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный — стервятник, средний -овсянник и самый малый — муравьятник.
Медведь, как и волк, мог быть оборотнем. Только если человек превращался в волка, то с медведем было все наоборот: медведь превращался в человека. Согласно этому поверью, люди верили, что люди произошли от медведей через обряд «оборотничества». Только после этого славяне научились принимать внешний вид других животных. Время медведя – конец зимы, цвет – черный, либо коричневый.
Волк — Зверь Дажьбогов
Волк — хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед
славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по
повадкам — сбивается в стаи, плотояден и быстр.
Волк в славянской мифологии существо неоднозначное. С одной стороны, этот красивый хищник, близкий родственник собак вызывает уважение. Может волк и не отличается особенной смелостью, присущей другим хищникам, например таким, как рысь, но волк не берет от природы лишнего, в сытый год волк не опасен. Волк не мог не вызывать восхищения и своей статью, и своим характером, и тем, что живет он крупной стаей-семьей.
С другой стороны с волками в славянской мифологии связаны верования о потустороннем мире. Считалось, что именно волки связаны с миром мертвых. Являются проводником в этот мир. Их поведение в полнолуние вызывало у славян священный трепет. Именно в волка превращаются оборотни. Волки считались проводниками по заколдованным местам. Именно волк в сказках проводит человека по заколдованному месту. Сущность волка раскрывается еще и в том, что волк не бескорыстен. За свои услуги он всегда берет плату.
Волк мудр. В сказках славян он один из самых частых персонажей. Как у любого тотемного животного у волка множество прозвищ. Название, имя тотемного животного нельзя произносить вслух.
Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.
Волки одни из самых почитаемых славянами животных несмотря на их двуединую сущность – мудрый покровитель с одной стороны и демон, проводник в загробный мир с другой.
Время волка — середина зимы. Цвета — серый, белый, черный
Пословицы и приметы:
• Волка нога кормят
• Либо с волками выть, либо съеденным быть
• Сытый волк смирнее ненасытного человека
• Таскал волк, потащат и волка
• Сколько волка не корми, все в лес тянет
• Волки появляются в селениях — голоду.
• Волк дорогу перейдет — к счастью
лиса – символ женственности и красоты у славян. Лиса – священное животное богини Макоши. Богини судьбы и урожая у славян. Считалось, что Макошь может превращаться в лису, что лиса не только животное, посвященное Макоши, она ее сущность, ее ипостась.
Кабан — Зверь Перунов.
Олень — Зверь Родов.
Бык, бугай, вол либо вил, для древних славян отождествлялся с богом Сварогом.
Корова – животное Велеса. Недаром она отождествлялась с матерью и кормилицей, питающей силою, весенней дождевой тучей, которая сочится живительной влагой и ревет ураганными ветрами. С давних времен считалось, что дождь и роса – это молоко коровы небесной, поэтому им и приписывались волшебные свойства, впрочем, как и обычному молоку.
Утреннюю зорю символизировала белая корова, а ночь и тьму – черная. Месяц – это рога коровы
Кошки – животные Велеса, темной ипостаси светлого бога Перуна. Ее противостояние с мышью отражает вечную борьбу добра со злом, борьбу светлого мира и подземного мира. Борьбу двух богов Перуна и Велеса.
Мышь – тварь Макоши. Она суетлива, не любит свет. Большинство грызунов в славянской мифологии были животными Перуна, мышь была существом Макоши во всех ее ипостасях.
Еще одним животным Макоши, как и лиса, была лягушка. Лягушка существо, которое живет в двух стихиях – водной и наземной. Кожа лягушки легко высыхает на солнце, поэтому днем она прячется, а в сумерках выходит на поверхность. Из-за такого образа жизни лягушки ее считали проводником между светлым и темным миром. Считали славяне, что лягушка живет на границе этих двух миров.
Белка — Зверь Перунов. Белка связана с понятием света ведь она как лучик солнца проворно прыгает с ветки на ветку по деревьям. Считается, что белка, которая разгрызает орехи с золотой скорлупой и изумрудными ядрами – это не что иное, как поэтическая метафора – она означает гром и молнию. До сих пор во многих странах есть обычай: первую весеннюю охоту на белку, посвящать громовику.
Конь (тарпан, клюся, комонь) является одним из самых почитаемых животных у славян, которому покровительствует Дажьбог.
Заяц у славян считается зверем бога Ярило.
Ворон (Ворона) — в народных представлениях ворон – «нечистая и зловещая птица, связанная с миром мёртвых. Вороны, имеющие чёрную окраску, противопоставлены птицам чистым, например, Матери Сва.
Сорока, Вештица-сорока. Опасная птица — оборотень; ведьма — птица.
Представления о птице — предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи).
Вещица, птица людоедка — воплощенная судьба и смерть одновременно (представления о смерти как о похищении, поедании — одни из древнейших).
Источник-https://m.vk.com/topic-11410589_26379979
06:07 22.01.2018