Здравствуйте, уважаемый Валерий Викторович!
На прошлой неделе в новостях прозвучало заявление президента РАО Людмилы Вербицкой в интервью
агентству «Москва» о возможном исключении из списка школьной программы по литературе
«Войны и мира»,а также некоторых романов Федора Достоевского.
Собственно, вопросы в следующем:
1). Не подтверждает ли вышеприведенное заявление стремление РПЦ занять
активную позицию в управлении Россией?
2). Связанны ли между собой следующие события:
- организация епископом Тихоном встречи Путина В.В. с итенцеми;
- назначение на пост министра образования и науки РФ историка-религиеведа Васильевой О.Ю.;
- вышеуказанное заявление Вербицкой с введением в школьную программу Библии за счет исключения
классики (ведь если церковь пытается подмять под себя образование, подобные изменения школьной
программы могут пагубно отразится на детях - будущем России. По сути, это удар по основам
государства).
3). Чем именно не угодили церкви Толстой и Достоевский?
4). Есть ли у РПЦ, что предложить современному обществу в плане концепции его развития (или пока
только "молись и кайся")?
5). Насколько самостоятельной является РПЦ на данный момент? Не может ли получиться так, что через
нее в перспективе будут работать глобальщики?
Заранее спасибо за ответ.
С уважением, Сергей.
Ссылки на интернет ресурсы (в соответствии с 4-м правилом форума):
http://www.ng.ru/week/2016-10-02/8_society.htmlhttp://www.ng.ru/columnist/2016-10-04/8_tolstoy.html
>Чем именно не угодили церкви Толстой и Достоевский
Это как раз проще всего. При всём многообразии авторов, если западный человек хочет понять русских - он должен читать именно их. Удар по идентичности, если можно так выразиться.
12:08 06.10.2016
Сергей У.
Подписчик
Толстого от церкви отлучали. За работу "почему христианские народы оказались в таком положении". Ещё тогда не угодил.
12:31 06.10.2016
Елена
Участник
Цитаты из вашей ссылки:
Не ожидавшая такого ажиотажа РАО поспешила распространить заявление, что приведенные в СМИ слова отражают личную позицию Людмилы Вербицкой, а не позицию РАО. «Людмила Алексеевна не высказывала предложения изъять из школьной программы «Войну и мир» и произведения Достоевского и тем более заменить их Библией, как пишут некоторые СМИ. Школьная программа по литературе не пересматривается, и никаких изменений в нее вносить в данный момент не предполагается», – подчеркивается в сообщении пресс-службы РАО.
[...]
Впрочем, заявление Людмилы Вербицкой вообще-то даже не о списке литературы, оно – о неспособности нынешних школьников воспринимать сложные тексты. Тут всплывает еще одна, очень неприятная тема. Говоря слово «школьники», мы все понимаем, что это весьма неоднородная среда. Свободы, предоставленные современной школе, не просто дали ей право самой выбирать образовательные программы, они усилили социальное неравенство школ. Причем все попытки нивелировать это неравенство сверху посредством «единых учебников» и «единых программ» ведут к урезанию школьных свобод, но все равно не ведут к равенству школ. Мало того, они не ведут даже к равнодоступности знаний, как этого ожидают. Почему?
Выводы и наших, и зарубежных социологов свидетельствуют, что главное отличие сегодня лучшей школы от обычной заключается в связке «родитель – школа». А родитель родителю сегодня рознь. Средний класс рассматривает образование своих детей как совместное с учителями предприятие. Они проверяют домашнее задание своих детей, нанимают дополнительно учителей и т.д. В общем, стараясь обеспечить детям успешное будущее, родители из среднего класса очень взыскательно выбирают школы для своих детей и активно включаются в учебный процесс, инвестируя в него порой все свои силы и средства. Родитель из рабочей среды не ставит себе таких задач. Он полностью рассчитывает на государство.
Исходя из этого, легко предположить, что сильные школы не пойдут по пути облегчения знаний школьника. И «оптимизация» программы (и не только по литературе) будет на руку слабым школам. Они наконец-то перестанут бояться за свои школьные показатели. Но при этом станут еще слабее. http://www.ng.ru/columnist/2016-10-04/8_tolstoy.html
18:03 06.10.2016
Сергей
Подписчик
Сергей У., я слышал об отлучении Толстого, только вот не знал за что. Спасибо за информацию.)))
+ Сергей, это интересная мысль. Мне приходили в голову похожие идеи, но я не полностью в них уверен. В вопросе №5 я поднял тему самостоятельности церкви, так как не совсем в ней уверен. Если от лица РПЦ действуют "другие" люди, то всё становится более-менее ясно. Но если это политика РПЦ, то зачем им выбраковывать свою будущую кадровую базу.
Елена, я читал обе статьи. Вот вам еще цитата:"«Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать, – цитируют ее слова из интервью многочисленные СМИ. – Это глубокие философские произведения с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины. Споры идут, но в итоге появятся рекомендации Общества русской словесности. Пока неизвестно, сколько произведений в них войдет». Напомним, что президент РАО – филолог по своей научной специальности, до своего президентства в РАО была ректором Санкт-Петербургского государственного университета. Неужели такая она, эволюция, если не сказать, деградация, питерской интеллигенции: от Дмитрия Лихачева – к Милонову и Вербицкой..."
А вот еще одна:"Далее собеседница агентства говорит, что при составлении нового списка рекомендованной для школы литературы будут учтены советы Общества русской словесности. Напомним, что глава этого общества – патриарх Кирилл. Поэтому вполне логично звучат последующие высказывания Вербицкой: «Я считаю, что в курс школьной программы должны входить произведения духовной литературы, но нужно решить, какие именно. Библию, думаю, каждый должен прочесть». Вероятно, духовные произведения, на взгляд Вербицкой, не столь глубоки, чтобы их не поняли школьники"
http://www.ng.ru/week/2016-10-02/8_society.html
РАО отыграло назад, но ситуации это не меняет, скорее наоборот. Всё очень похоже на прощупывание почвы в народном самосознании. Если бы заявление не не подняло такого ажиотажа, то и РАО бы молчало.
20:40 06.10.2016
+ Сергей
Подписчик
Сергей Если бы заявление не не подняло такого ажиотажа, то и РАО бы молчало
Так точно. Это и есть пример того, как пытаются сдвинуть окно Овертона.
Сергей Если от лица РПЦ действуют "другие" люди, то всё становится более-менее ясно
Конечно, РПЦ тоже не монолитна, враг везде окопался.
22:42 06.10.2016
Елена
Участник
Сергей, чтение всегда было на родителях или самостоятельно. Моя мама, например, рассказывала, как она читала на кухне, пока мать готовила, а моя бабушка была просто работников на фабрике, впрочем, как и дедушка на заводе - двое детей читали.
Сейчас идет расслоение по школам, одни родители вначале устраивают в определенную школу и там практически все ученики читают, а другие надеясь на государство - "куда попали - туда попали" и собственно не читают вместе с детьми. И практически весь класс не читает. Если оставить в том виде в котором сейчас преподается литература, с моей точки зрения, и действительно толку нет. Ну какой смысл обсуждать то, что никто не прочитал? Тогда нужно ввести уроки чтения, ведь все произведения уже начитаны, поставлены спектакли, можно разработать какие-то общие уроки и их отснять, а учитель будет только ставить (или их нужно просмотреть дома самостоятельно (нужен интернет, по типу сайта интернетурок) - лучше чем СТС и ТНТ - ну что-то ученического ТВ) и не только по Толстому. Тогда смысл есть, а так все номинально... А в сильных школах и так будет читать и никто от этого не откажется.
08:27 07.10.2016
Елена
Участник
Елена Тогда смысл есть, а так все номинально...
Нужно перехватить инициативу и предложить реальное действие. Мне кажется, наилучший способ - это задавать на дом, но не совсем самостоятельно, а совместное чтение - т.е. ученик должен смотреть какой-то раздел урока из интернета и он может быть общим для всей страны, ну например Лермантова "Бородино" http://interneturok.ru/literatura/5-klass/m-yu-lermontov/m-yu-lermontov-detstvo-i-nachalo-literaturnoy-deyatelnosti-interes-k-istorii-rossii-borodino-istoricheskaya-osnova-proizvedeniya очень замечательный урок, просто посмотрите
А так это просто болтовня.
08:32 07.10.2016
Елена
Участник
Елена очень замечательный урок,
Я уверена, что если его еще проработать и доработать, т.е. учесть и подвигнуть к самостоятельному чтению и другим задачам - то будет еще лучше.
+ Сергей
Подписчик
Это как раз проще всего. При всём многообразии авторов, если западный человек хочет понять русских - он должен читать именно их. Удар по идентичности, если можно так выразиться.
12:08 06.10.2016
Сергей У.
Подписчик
12:31 06.10.2016
Елена
Участник
Не ожидавшая такого ажиотажа РАО поспешила распространить заявление, что приведенные в СМИ слова отражают личную позицию Людмилы Вербицкой, а не позицию РАО. «Людмила Алексеевна не высказывала предложения изъять из школьной программы «Войну и мир» и произведения Достоевского и тем более заменить их Библией, как пишут некоторые СМИ. Школьная программа по литературе не пересматривается, и никаких изменений в нее вносить в данный момент не предполагается», – подчеркивается в сообщении пресс-службы РАО.
[...]
Впрочем, заявление Людмилы Вербицкой вообще-то даже не о списке литературы, оно – о неспособности нынешних школьников воспринимать сложные тексты. Тут всплывает еще одна, очень неприятная тема. Говоря слово «школьники», мы все понимаем, что это весьма неоднородная среда. Свободы, предоставленные современной школе, не просто дали ей право самой выбирать образовательные программы, они усилили социальное неравенство школ. Причем все попытки нивелировать это неравенство сверху посредством «единых учебников» и «единых программ» ведут к урезанию школьных свобод, но все равно не ведут к равенству школ. Мало того, они не ведут даже к равнодоступности знаний, как этого ожидают. Почему?
Выводы и наших, и зарубежных социологов свидетельствуют, что главное отличие сегодня лучшей школы от обычной заключается в связке «родитель – школа». А родитель родителю сегодня рознь. Средний класс рассматривает образование своих детей как совместное с учителями предприятие. Они проверяют домашнее задание своих детей, нанимают дополнительно учителей и т.д. В общем, стараясь обеспечить детям успешное будущее, родители из среднего класса очень взыскательно выбирают школы для своих детей и активно включаются в учебный процесс, инвестируя в него порой все свои силы и средства. Родитель из рабочей среды не ставит себе таких задач. Он полностью рассчитывает на государство.
Исходя из этого, легко предположить, что сильные школы не пойдут по пути облегчения знаний школьника. И «оптимизация» программы (и не только по литературе) будет на руку слабым школам. Они наконец-то перестанут бояться за свои школьные показатели. Но при этом станут еще слабее.
http://www.ng.ru/columnist/2016-10-04/8_tolstoy.html
18:03 06.10.2016
Сергей
Подписчик
+ Сергей, это интересная мысль. Мне приходили в голову похожие идеи, но я не полностью в них уверен. В вопросе №5 я поднял тему самостоятельности церкви, так как не совсем в ней уверен. Если от лица РПЦ действуют "другие" люди, то всё становится более-менее ясно. Но если это политика РПЦ, то зачем им выбраковывать свою будущую кадровую базу.
Елена, я читал обе статьи. Вот вам еще цитата:"«Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать, – цитируют ее слова из интервью многочисленные СМИ. – Это глубокие философские произведения с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины. Споры идут, но в итоге появятся рекомендации Общества русской словесности. Пока неизвестно, сколько произведений в них войдет». Напомним, что президент РАО – филолог по своей научной специальности, до своего президентства в РАО была ректором Санкт-Петербургского государственного университета. Неужели такая она, эволюция, если не сказать, деградация, питерской интеллигенции: от Дмитрия Лихачева – к Милонову и Вербицкой..."
http://www.ng.ru/columnist/2016-10-04/8_tolstoy.html
А вот еще одна:"Далее собеседница агентства говорит, что при составлении нового списка рекомендованной для школы литературы будут учтены советы Общества русской словесности. Напомним, что глава этого общества – патриарх Кирилл. Поэтому вполне логично звучат последующие высказывания Вербицкой: «Я считаю, что в курс школьной программы должны входить произведения духовной литературы, но нужно решить, какие именно. Библию, думаю, каждый должен прочесть». Вероятно, духовные произведения, на взгляд Вербицкой, не столь глубоки, чтобы их не поняли школьники"
http://www.ng.ru/week/2016-10-02/8_society.html
РАО отыграло назад, но ситуации это не меняет, скорее наоборот. Всё очень похоже на прощупывание почвы в народном самосознании. Если бы заявление не не подняло такого ажиотажа, то и РАО бы молчало.
20:40 06.10.2016
+ Сергей
Подписчик
Так точно. Это и есть пример того, как пытаются сдвинуть окно Овертона.
Конечно, РПЦ тоже не монолитна, враг везде окопался.
22:42 06.10.2016
Елена
Участник
Сейчас идет расслоение по школам, одни родители вначале устраивают в определенную школу и там практически все ученики читают, а другие надеясь на государство - "куда попали - туда попали" и собственно не читают вместе с детьми. И практически весь класс не читает. Если оставить в том виде в котором сейчас преподается литература, с моей точки зрения, и действительно толку нет. Ну какой смысл обсуждать то, что никто не прочитал? Тогда нужно ввести уроки чтения, ведь все произведения уже начитаны, поставлены спектакли, можно разработать какие-то общие уроки и их отснять, а учитель будет только ставить (или их нужно просмотреть дома самостоятельно (нужен интернет, по типу сайта интернетурок) - лучше чем СТС и ТНТ - ну что-то ученического ТВ) и не только по Толстому. Тогда смысл есть, а так все номинально... А в сильных школах и так будет читать и никто от этого не откажется.
08:27 07.10.2016
Елена
Участник
Нужно перехватить инициативу и предложить реальное действие. Мне кажется, наилучший способ - это задавать на дом, но не совсем самостоятельно, а совместное чтение - т.е. ученик должен смотреть какой-то раздел урока из интернета и он может быть общим для всей страны, ну например Лермантова "Бородино" http://interneturok.ru/literatura/5-klass/m-yu-lermontov/m-yu-lermontov-detstvo-i-nachalo-literaturnoy-deyatelnosti-interes-k-istorii-rossii-borodino-istoricheskaya-osnova-proizvedeniya очень замечательный урок, просто посмотрите
А так это просто болтовня.
08:32 07.10.2016
Елена
Участник
Я уверена, что если его еще проработать и доработать, т.е. учесть и подвигнуть к самостоятельному чтению и другим задачам - то будет еще лучше.
11:25 07.10.2016